Желаете зарабатывать онлайн? Тогда узнайте подробности >>>> https://az-50.ru/230227wpblog
В данном мотивационном видео Вадим Масенко, актер театра и кино, делится тем, как привлечь внимание речью.
Эффективные голосовые приемы, с помощью которых можно насытить разнообразием свою речь и сделать ее более богатой и притягательной по восприятию или же просто эффективной в плане передачи смысла.
Как привлечь внимание речью
Эффективные голосовые приемы
Привет всем!
Меня зовут Вадим Масенко. И сегодня я с вами поговорю о том, как привлечь к себе внимание человека или целой аудитории с помощью речи. Мы поговорим о красноречии, о риторике, о голосе.
Прежде всего, что же такое речь? Речь — это прежде всего голос. Мы опознаем и узнаем человека по голосу, также как и по внешнему виду. Мы судим о человеке, прежде всего, как говорят «по одежке». Увидев его внешний вид, глаз наш привыкает, и мы начинаем общаться.
И далее мы слышим голос человека. Сразу у нас, даже помимо нашего умственного сейчас восприятия, у нас включаются уже все осознания: как, что, почему, мы начинаем уже человека по голосу оценивать. Дальше мы слушаем, что он говорит, как он говорит, и так далее.
Итак, начнем с голоса. Что такое голос? Голос у нас — это громкость. Мы слышим голос звонкий, мы слышим голос тихий, мы слышим голос тоненький, мы слышим голос низкий, бас какой-то. И у голоса бывают какие-то свои, естественно, же функции.
Функция — это, естественно, выделение, то есть человеку нужно акцентировать какое-то внимание. Он кричит: «Эй!» Мы кричим, повышаем голос: «Стой!» Окликнули человека.
Следующее. Голосом у нас бывают другие манипуляции. Голосом мы можем сделать замедление, голосово мы выделяем темп: замедляем его, убыстряем. То же самое это все может делаться вместе. «Петров! – окликнул преподаватель ученика, — Ну-ка, подойди сюда, дружочек. Ну, давай, рассказывай».
То есть, первое, мы окликнули, повысили голос. И второе, мы начали замедлять, мы как бы Петрова притягиваем в таких ежовых рукавицах. И ему уже плохо от того, что сейчас ему предстоит испытать, как ему влетит. Это все работает голос.
Также мы темп можем убыстрять. Если я вот буду сейчас вам так рассказывать, будет это абсолютно не к месту, потому что вы должны все-таки усвоить, усвоить то, что я вам хочу рассказать. Поэтому здесь я стараюсь как бы спокойно, в спокойной обстановке рассказать, донести до вас информацию.
Бывают ситуации стрессовые, бывают ситуации форс-мажорные, когда нам уже не до рассюсюкивания, то есть военные какие-то действия: «Стоять! Быстро за мной! Побежали! Стой!» Или идет захват группы, работает ОМОН: «Всем лежать! Никому ни с места! Руки вверх! Быстро легли все!»
Тут идет четкая, суровая громкая и динамичная команда, но это должно быть, естественно, отчетливо слышно, потому что, если просто прозвучит набор звуков, непонятно что, на японскую речь похоже на какую-то. Если будут одни согласные, то просто это будут какие-то перетекающие звуки. Речь у нас появляется в итоге, когда соединяются гласные звуки и согласные.
Итак, мы поговорили о голосе. Дальше, что у нас следует? Высота голоса. Тоже мы по голосу определяем, нравится нам человек или не нравится. Бывает, из-за голоса мы просто не можем, нас просто раздражает. Какой-то вот такой может быть голос, какой-то высокий, противный.
Есть какой-то низкий голос: «Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня я вам расскажу сказочку». Это другое дело. Это такой голос бархатистый, низкий, он немножечко завораживает и немножечко притягивает.
А если в какой-то деловой, спокойной обстановке — мы используем средний регистр. Средний регистр — это наш привычный голос, на котором мы общаемся большинство нашего времени, то есть спокойно, непринужденно, обстановка нас не вынуждает не спешить, не замедлять, не вытягивать из кого-то жилы, а спокойненько, нормально, дружественно общаться.
Следующий тембр — окраска. Это бывает у певцов часто: баритон, аппас. Это мы слышим голос, я немножко прибавляю окраски, тембров таких, делаю бархатистость такую. И получается уже окрашенный такими низами тонами голос.
У кого-то, если высокий, это, по большей части, женщины, бывают тоже мужчины, но это редкость, вокалисты с высоким голосом, у них какие-то окраски на высоком регистре.
Поставленный голос. Что такое поставленный голос? Голос, поставленный на воздушную опору. Когда мы тренируем наше дыхание, тренируем наши голосовые связки, и все это мы синхронизируем. Наши голосовые связки смыкаются, размыкаются, производят какой-то звук. Легкие и мышцы, которые находятся у нас внизу живота, диафрагма тоже подключается, и толкают воздух. И звук у нас становится полетным, то есть не таким, который выходит и падает, а он летит.
Я говорю, и звук летит, и человек может слышать это на довольно-таки большом расстоянии. Как это происходит в театре, когда поют оперные певцы без всякой озвучки, естественно, с хорошей акустикой. Это полетный поставленный голос. И по привычке они, когда говорят, то есть они говорят хорошо, спокойно, и голос летит далеко за собеседника, то есть немножко переусердствует не от того, что он хочет показать, а просто это такой поставленный у него голос.
Тоже самое, если взять адекватность включения нашего голоса, то мы должны понимать, на каком расстоянии от нас находится человек. Если он от меня находится в 2–3 метрах, когда я могу с ним спокойно разговаривать — это одно. Если он находится со мной на расстоянии полуметра, у нас какой-то секретный разговор, и я перехожу уже на полушепот. А если разговор вообще секретный, то я вообще начинаю еле-еле шептать. Но шепот может быть тоже поставленным голосом, шепот может быть очень громким.
Это все поставленный голос, когда мы двигаем воздухом, двигаем воздушным потоком, и наши голосовые связки выходят, совместная работа получается, и голос летит, толкаемый воздухом.
Дальше, что у нас происходит? Различные голосовые интонационные ударения. Когда мы хотим выделить какой-то основной смысл, в каждом предложении обычно всегда только одно ударное слово. Вот берем, к примеру, чисто оговорку: «От топота копыт пыль по полю летит». Нам нужно выделить какой-то один основной смысл. Если я говорю о пыли, то это слово выделяю интонационно. Интонационное ударение вы слышите, что я немножечко подбрасываю голосом нужное мне слово. Теперь я могу переставить это ударение на любое другое слово.
Интонационное ударение — что это такое? Мы одно слово немножечко расширяем, немножечко голосово его подбрасываем, а остальные слова получаются у нас ровные. Один всплеск, и остальное ровно. Это интонационное ударение.
Следующее — артикуляция, дикция. Как я уже выше сказал, без согласных наша речь полноценно не получится, то есть это будет набор каких-то гласных звуков, абсолютно ничего не обозначающих.
Артикуляция. Мы активно действуем мышцами. Губы, язык двигается, губы соприкасаются с зубами, верхними и нижними, язык тоже самое соприкасается с зубами, к нёбу поднимается. Получаются шипящие, рычащие, все согласные, которые являются такой перепоночкой, перебивочкой для гласных звуков. Бывают языки, где много согласных звуков. Но в нашем языке, мне кажется, их так вот гармонично и равномерно расставлено.
Поэтому согласным для того, чтобы вы овладели красноречием, риторикой, должно уделяться много внимания. Вы должны четко, внятно следить за своим произношением, то есть губы должны соприкасаться губа с губой, губа с зубами, язык за зубами, язык с губами.
Итак, попробуем еще раз сделать простое упражнение. Я сижу спокойненький, расслабленный, плечики проверены, и я разминаю губы. Можно сделать даже такое упражнение, оно немножко актерское.
Поза «страшного суслика», то есть мы поднимаем максимально верхнюю губу, и глаза вместе с губой тоже принимают какое-то выражение бешеного суслика. Теперь губами можно пошевелить, губы натягивать на зубы, то есть мы активно растягиваем и собираем мышцы, потом губы можно собрать и покрутить губами. То же самое можно поцокать. Включаем язык, «лошадка поскакала».. Язык, круговые вращения с закрытыми губами. Это все разминка для нашего артикуляционного аппарата.
И главный инструмент для оттачивания, отработки дикции — это чистоговорки, любые, всевозможные, их огромное количество. «От топота копыт пыль по полю летит». «Шла Саша по шоссе и сосала сушку».
Начинаем с простого и идем дальше, усложняем: «Сшит колпак, не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать».
Я вам сейчас даю небольшое такое понятие, чтобы вы знали, что такое процесс упражнений подготовки к красноречию, к красноречивым каким-то высказываниям, каким-то речам, чтобы слушатель, зритель, аудитория вас четко слышали.
Это первое наиглавнейшее требование. Вы должны быть слышны, и вы одновременно с этим должны быть поняты. Вы должны разговаривать громко, умеренно, то есть вы должны звука отдавать именно столько, чтобы зритель услышал. Вы должны быть услышаны и поняты. Членораздельная, грамотная, внятная, понятная речь.
Дальше, конечно, уже идет культура. Культура звука, культура произношения, знания правил русского языка — это все идет по умолчанию, это само собой разумеющееся, потому что красноречие никогда не будет воспринято людьми, если он говорит безграмотно, если у него вульгарный язык, некрасивый вульгарный звук. Никто никогда его не воспримет всерьез, тем более утонченные, воспитанные и образованные люди.
Еще у нас есть интонации. Что такое интонации? Мы интонируем и меняем смысл. Одно и то же слово может с интонациями означать абсолютно разные понятия.
Мы здороваемся. Просто здороваемся. Здравствуйте! Это можно произнести с сарказмом, с обвинением, просто с радостью или с равнодушием. Все, что угодно, это и есть интонация, то есть мы не говорим, не пишем смайлик, ничего не делаем, а просто интонировали и выдали нужный необходимый смысл, чтобы человек, с которым мы только что немножко поконтактировали, сразу понял, что вы его или подозреваете, или вы на него обижены, или что-то еще. Это вот интонация.
Есть еще подтексты. Подтексты, мы говорим то же самое, те же слова, но смысл подключаем другой, и он меняется.
«Петров, да ты ж мой умничка! Как он все убрал хорошо. Боже мой! Просто загляденье!»
Или другой. Мы говорим тем же смыслом, но абсолютно в том прямом контексте, слова означают то, как они и озвучены: «Петров, ну ты, молодец! Убрал все хорошо. Молодец! Умница! Пятерочку тебе ставлю, иди домой, покушай, хорошенечко отдохни».
Это вот наши инструменты. Речь разделяется на много-много разных возможностей, много разных подразделов, которые мы должны знать, которые мы должны изучить, понимая это все и соединяя вместе. Только тогда получается какое-то красноречивое, красивое, риторическое выступление. Человек говорит, понимает, о чем говорит, технически знает, как донести до человека звук, как донести смысл, где замедлить, где убыстрить, где подкинуть вверх голос.
И в итоге получается красноречивый человек, которого приятно в любое время слушать, внимание всегда приковано к нему, и он рассказывает, и мы его понимаем.
Итак, тренируйтесь, упражняйтесь. Я уверен, что у вас все получится.
Всего доброго!