Как улучшить дикцию

Саморазвитие

В этом мотивационном видео Вадим Масенко, актер театра и кино, делится своими знаниями по улучшению дикции.

Он продемонстрировал ряд простых упражнений для развития дикции, выполняя которые вы сможете улучшить свою дикцию и поднять технику речи на новый уровень.

Как улучшить дикцию

Видео Вадима Масенко

Привет, друзья!

Меня зовут Масенко Вадим.  И сегодня мы с вами займемся дикцией.

Дикция — это внятное, понятное, довольно-таки громкое, чтобы было слышно, а не просто крик, а чтобы мы слышали нашего собеседника, четкое, внятное произношение, это гласные звуки и согласные. Они должны гармонично соединяться, слышно должно быть, как и гласные, так и согласные. Тогда у нас получается четкая, внятная, грамотная и понятная для наших собеседников и слушателей речь.

Итак, начнем занятие по дикции с разминки. Занимаемся, в первую очередь, разминкой губ. Попробуем сделать такое серьезное упражнение «Злобный суслик». Для этого нужно поднимать максимально верхнюю губу. И так, поехали. Подняли, опустили, максимально парочку секунд подержать, подняли, опустили. Можно для большего актерского подключения вовлечь руки, как угодно. Мы разминаем мышцы. Главное, помнить об этом, что это мышечная разминка.

Теперь губы натягиваем на зубы. Действуем активно, гармонично и позитивно. Максимально широкие движения, разминаем мышцы губ. Теперь соединяем губы в трубочку. И теперь можно представить, что мы помещаем воображаемый карандаш в губы, зажимаем и рисуем на ватмане букву «о». Шевелим только губами, голова стоит на месте. Букву «а», букву «ю», букву «ш». И так можете размяться и нарисовать весь алфавит.

Следующее. Разминаем дальше язык. Делаем круговые движения языком вправо и влево. Движение должно быть по максимальной амплитуде. Идеальное количество — это 20 кругов вправо, 20 кругов влево. Вы должны ощутить мышцы языка, корень языка, когда вы ощутите, его прямо начнет сводить, то тогда мы, конечно, прекращаем занятие.

Далее двигаем активно языком под закрытыми губами, сделали влево, сделали вправо. Я сейчас делаю ровно 20. Это ваша домашняя работа.

Следующее. Давайте теперь сделаем «лошадку», поцокаем языком. Это все была разминка для языка.

Теперь попробуем включить наши резонаторы. Резонирующая поверхность главная — это наша грудная клетка, это как корпус у гитары, и наша черепная коробочка. Тоже все полости в черепе они резонируют.

Закрываем плотно рот, делаем глубокий вдох и мычим просто, все время толкаем воздух, поддерживая звук. Когда воздух заканчивается, делаем еще вдох. Потом можно сделать разминочку по грудной клеточке, легкое постукивание пальчиками, тарабаним, потом поднимаемся вверх и все время мычим, поднимаемся по шейке, постукиваем затылочную область, потом на теменную переходим, височную, переходим на лоб, и дальше опускаемся по вискам на лицо, под глазами, все время мычим, под нос опускаемся и теперь не мычим, а вычим. Очень сильно, активно толкаем воздух. Диафрагмочка мышцами направляет этот воздух. На подбородок опускаемся, делаем активную вибрацию. Когда будете правильно делать, у вас в ушах просто зачешется, и вот здесь везде вы почувствуете, как прошел резонаторный процесс. И возвращаемся опять, помычали, на грудную клетку. Хорошо. С этим мы закончили разминку.

Теперь следующее. Можно подбрасывать звук. Упражнение делается под небольшие подпрыжечки. Только что мы помычали. И теперь мы выталкиваем этот резонаторный звук с гласными: «М-м-м-м-м-м-у». Сначала долгое, длинное мычание, а потом вылетает гласная.

Для этого нам нужно расслабиться, мы буквально повисли. И теперь делаем подпрыжечку «М-м-м-м-м-у», и мы должны мысленно представлять, что звук у нас вылетает через темечко. Мы отсюда вытаскиваем через резонаторное звучание наш звук, и проходят все гласные «М-м-м-м-м-м-о». Напоминаю, что тело должно быть максимально расслаблено, чтобы вы в полете, подпрыгнули чуть-чуть, вы расслабились, чтобы вибрация пошла… и улетела. И вот так мы все гласные прошли, проговорили.

Дальше, когда мы включили уже все свои резонаторы, подключили. Теперь гласные. Делаем большие объемные гласные. Объемный звук у нас получается, где в ротовой полости, когда мы поднимаем нёбо. Если мы попробуем зевнуть, зевнули и остановились. Вот начали зевать, поднимается нёбо у нас мягко, и во рту образуется купол, и в этом куполе получается максимально объемный звук.

И так сейчас таким хорошим открыванием рта, не надо сильно, но, чтобы внутри пасть открывалась, такая волчья пасть. И теперь делаем большую длинную объемную гласную, и заполняем этой гласной все помещение «У-у-у-у-у-у-у», толкаем воздух «А-а-а-а-а», «О-о-о-о-о-о». Толкаем воздух, чтобы проверить, как воздух выходит, подержим ручку перед ртом, чтобы шел теплый поток воздуха в ладошку.

Итак, когда мы гласные объемные, большие сделали, дальше идут упругие мячики такие, летящие, прыгающие попрыгунчики-гласные «у», «о», «а», «е», «и», «ы». Также помним, что поднимаем нёбо, разевая внутреннюю пасть, чтобы звук был объемным. Показываю разницу между объемным и плоским звуком.

Дальше, дыхание — это самое необходимое. Тренируем мышцы, тренируем диафрагму, косые мышцы живота. Дыхание называется «Гимнастика Стрельникова».

Ножки поставили на ширине плеч, ручки расслабили. Напоминаю, все тело должно быть абсолютно свободно. Проверьте плечики, ручки, кисти висят свободно. И теперь движение, легкое приседание на ножках, и в это время ручки сжимают нашу грудную клетку, и голова поворачивается по очереди вправо-влево. Напоминаю, тоже все расслаблено.

При этом рот полуоткрыт, дышим только через нос. Делаем вдохи через нос, а выдох происходит сам собой, из легких выталкивается воздух и выходит сам собой через рот. А через нос мы все время делаем доборы, такие короткие дыхания. Показываю. Напоминаю: для начала делаем по 9 раз. Вот это одна разновидность.

Следующая «Мы хватаем облака сверху». То же самое: рот полуоткрыт, кисти свободны, все тело расслаблено. Главное — получать удовольствие. Хватаем облака, то же самое дыхание. Только забор идет. Расширяем легкие, тренируем мышцы.

И следующее «Мы собираем сено». Здесь можно ножки чуть шире плеч поставить, и такое движение, как будто вы сгребаете. То же самое у нас происходит с вдохом и выдохом. В это время могут получаться такие хрюкающие звуки. Не бойтесь и не пугайтесь, хрюкайте с удовольствием.

Главное, что вы тренируете свои легкие. Вы нарабатываете мышечную, так сказать, память, и мышцы у вас привыкают действовать. Когда вам нужно звук выдавать, они сразу включаются, и голос наш звучит. Воздух толкается этими мышцами, воздух летит вместе со звуком. Звук получается полетный, нас слышно. Это называется «Голос на опоре». 

Теперь переходим к чистоговоркам, когда мы уже размялись, подготовили себя к работе. Чистоговорки говорят скороговорки. Нет, в актерской профессии, в актерской среде дикторской, мы занимаемся чистоговорками, то есть мы не тарахтим. Вообще нет никакой задачи быстро протарахтеть.

Задача есть, используя чистоговорку, как инструмент, отрабатывать, оттачивать правильность, четкость, культуру произношения. Берем самую простую чистоговорку «От топота копыт пыль по полю летит». Видите, как я специально сильно утрированно артикулирую. Мы приучаем наши губы активно работать.

Берем теперь фразу сложную. Это чистоговорка, на которой важна работа мышц губ. Мы отрабатываем активную, повторяю, очень активную работу, мышц наших губ: «Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовавшегося Николку».

Таким образом, мои губы активно соприкасаются с зубами, и эти движения мы все запоминаем. У нас вырабатывается мышечная память. Когда вы будете говорить уже просто в обычной обстановке, вы будете нормально разговаривать, потому что губы привыкнут. И будут четкие, внятные согласные, если рядом с ними будут понятные гласные.

Когда мы уже привыкаем толкать воздух, у нас воздух поддерживает наш голос, и голос летит, хорошо и понятно нас слышно.

Следующую берем чистоговорку. Чистоговорки есть на разные вещи: на шипящие, на «р»: «Гравер Гаврилов выгравировал гравюру». Если есть какие-то сложности с «р», вот здесь мы тоже утрированно прямо рычим.

Я на своем опыте работы с детьми всегда детям даю советы. Вижу, у кого какая согласная где-то там проваливается, я советую.

Следующая — интонация, подтексты и интонационное ударение. Берем самую простую чистоговорку: «От топота копыт пыль по полю летит». Мы хотим выделить какое-то слово, поставить интонационное ударение, и это слово придаст основной смысл этому предложению. Все поймут, о чем мы говорим, на что мы, так сказать, намекаем или говорим прямым текстом.

Я делаю ударение на первом слове: «От топота копыт пыль по полю летит». Я говорю, что кони топочут. Если я выделяю слово «пыль», я сказал о пыли. Все хорошо, но пыль, это нехорошо. Теперь на последнем слове делаю ударение. Сколько ж можно летать? То есть я возмущен и делаю четкое правильное ударение. Люди сразу меня понимают.

Следующее. Берем интонацию другую, берем тоже простую чистоговорку: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку». Сейчас мы интонируем и возмущаемся Сашиным поведением. То есть я подключаю эмоцию, я делаю ударение на слове «сушку». Это же беспредел просто, идти и сосать сушку.

Теперь я акцентирую на том, что Саша ходит не по правилам, она почему-то ходит по шоссе. Я делаю ударение на слове «по шоссе», я возмущен: «Что это такое? Куда смотрит ГИБДД, что творится? Почему дети болтаются по шоссе?»

Но все это, что я сказал, мы воплощаем в одном слове, мы делаем одно интонационное ударение, и нас все понимают. Мы возмущены, дите не соблюдает правила. Что такое? До чего мы докатимся?

Таким образом, мы упражняемся, оттачиваем всю свою дикцию. Еще раз напоминаю: нарабатываем мышечную память. Без этого не получится никакой пользы, никакого толка, если мы не наработаем мышечную память. 

А для того, чтобы наработать, нужно активно, очень активно артикулировать, это называется «утрированная артикуляция», мы специально активно шевелим: «Из-под Костромы, из-под Костромщины шли четыре мужчины. Говорили про торги, да про покупки, про крупу, да про подкрупки. Про какие про покупки? Про такие про покупки, про покупки, про покупки, про покупочки мои».

Здесь я еще включаю сразу эмоции, как я к этому отношусь, мое отношение, интонации — все это сразу окрашивает, и слушателю о многом говорит. То есть мы, не размениваясь на какие-то дополнительные информации, выдачи дополнительных упражнений, просто здесь добавили эмоций, и человеку все понятно, все ясно.

Итак, дорогие друзья, занимайтесь с удовольствием, делайте все активно, позитивно, гармонично. Нарабатывайте новые навыки. Я уверен, у вас все получится.

Всем пока.

Оцените статью
Академия интернет-профессий 50+
Добавить комментарий